среда, 25 сентября 2013 г.

Памятник «Русалкe»: одиннадцать фактов к сто одиннадцатилетней годовщине

Думаю многие бывали в Таллинне у памятника затонувшему броненосцу под названием "Русалка". Для тех кто уже видел этот памятник и для тех, кто еще только откроет его для себя подборка малоизвестных подробностей возведения монумента, за минувшие век и десятилетие успевшего стать одним из символов нашего города.
 



Сто одиннадцать лет – дата некруглая, но своим графическим начертанием, безусловно завораживающая.

Запоминающаяся с первого же взгляда не меньше, чем силуэт самого, пожалуй, известного в Таллинне произведения монументальной пластики.

Сто одиннадцать лет ангел с крестом в руках парит над гладью Таллиннской бухты и дорожкой прибрежного променада. И хотя большинству горожан знаком он с детства, вспомнить подробности его создания – не помешает.


Памятник погибшему в сентябре 1893 года броненосцу береговой обороны «русалка» по праву можно считать не только самым старым, но и «самым единоличным» таллиннским монументом.

Хотя решение о его сооружении и родилось, как было принято считать «меж присутствующих» на поминальном богослужении, ежегодно проводившемся в портовой церкви Симеона и Анны, инициатива создания принадлежит командиру Ревельского порта, адмиралу Павлу Вульфу.

Он же вероятно, единолично определил автора будущего монумента – скульптора Амандуса Адамсона. Во всяком случае, следов проведения какого-либо конкурса работ по определению облика памятника обнаружить до сих пор не довелось.

* * *

На девять лет ранее, чем в монументальной пластике, трагедия «Русалки» была увековечена в живописи.
 


Имеются свидетельство, по крайней мере, о двух полотнах, первое из которых было создано знаменитейшим маринистом Иваном Айвазовским, второе – менее известным художником Гавриилом Кондратенко.

Причем если о создании первой картины известно, практически, только по публикациям в периодике столетней давности, то описание второй сохранилось на страницах повести Константина Паустовского «Черное море».

* * *

Судя по отзывам в местной и столичной прессе, «Русалка» замышлялась не только как памятник команде погибшего броненосца: значение его определялось куда как шире.

По мнению автора публикации в петербургском «Новом времени», возводимый в Ревеле монумент должен был стать символическим надгробием всем военным морякам России, погибшим в мирное время – по воле несчастного случая или природной стихии.

В этом ключе становится более понятной эпитафия, высеченная на граните постамента фигуры парящего ангела: «Россияне не забывают своих героев-мучеников».


Облик будущего памятника стал широко известен стал известен не только ревельцам, но и жителям всей огромной империи от Балтики до Тихого океана задолго до своего открытия.

В начале лета 1901 года макет памятника был выставлен в Санкт-Петербурге: столичная публика могла ознакомиться с ним в помещениях адмиралтейства. С 20 июня его перевезли в Ревель и выставили для обозрения в витрине лавки торговца надгробиями Касперсона.

Позже модель экспонировалась в одном из летних ресторанов Екатериненталя. Осмотр ее во всех трех случаях был бесплатен, но желающие могли пожертвовать на сооружение памятника в установленную по соседству кружку.

* * *

Место расположения памятника «Русалки» на морском берегу определил вдохновитель его сооружения – адмирал Вульф.

В прессе, однако, высказывались предложения установить монумент поближе к центру города: например, на бастионе у Больших морских ворот, горке у ворот Виру или же на нынешнем бульваре Эстония.

Адмирал был непреклонен: памятник должен стоять на линии двух ревельских маяков, дабы каждый моряк мог видеть золоченый крест в руках благословляющего ангела.



В том, что пожертвования на сооружение памятника «Русалке» шли от частных лиц даже из Владивостока, нет ничего удивительного: фотографию модели монумента опубликовала «Нива» – едва ли не самое читаемое издание Российской империи.

Фотоснимок с его изображением украсил и первую полосу выпуска «Ревельских известий» за 7 (20) сентября 1902 года: это была первая иллюстрация, опубликованная на страницах местной русской периодики.

Первые открытки с изображением самого монумента появились в продаже за несколько дней до его открытия: выпустили их ревельские фирмы «Клуге&Штрём» и «Книжная торговля Т. Якобсона».

* * *

Для своего времени памятник «Русалке» был задуман по последнему слову техники: крест в руках ангела намеревались осветить электричеством.

Сложно сказать, предполагалось ли вмонтировать лампочки в сам крест, как было это сделано в случае с киевским памятником князю Владимиру или же просто осветить его мощным прожектором.

Во всяком случае, после того, как ревельская городская электростанция стала в 1913 вырабатывать ток, предпочтение, все же, отдали второму варианту.

* * *

«Русалку», пожалуй, можно по праву считать и самым «поэтическим» монументом Таллинна: в первые годы после его открытия посвященные памятнику стихи регулярно публиковались на страницах «Ревельских известий».

Не слишком, скажем прямо, выдающиеся с литературной точки зрения, эти «газетные вирши» безусловно, ценны исторически: как отражение того энтузиазма, с которым творение скульптора Адамсона было воспринято горожанами.

Стоит процитировать начало одного из них: «Крестом осеняя пучину бездонную,/Коварно-изменчивый моря простор,/В безбрежную даль устремляя свой взор,/Он в рокоте бурном катящихся волн/Внимает, задумчивой горести полн,/С глубокою скорбью звон-песнь похоронную…»

* * *

Еще одно косвенное свидетельство феноменальной популярности «Русалки» среди жителей Ревеля и гостей города – прокладка к памятнику специальной…трамвайной линии.

Движение на ней началось не позднее 1904 года и осуществлялось исключительно в летнее время: на расчистку путей от снега и льда средств у владельцев ревельской конки не было.

Свое существование маршрут прекратил в начале двадцатых годов: городские власти сочли, что данное направление вполне обслуживается автобусными линиями, связавшими центр столицы с Пирита.

* * *

«Русалка», вероятно, самый «аполитичный» таллиннский памятник: даже в начале двадцатых годов, когда из городской среды столицы молодой ЭР активно выкорчевывались свидетельства царского прошлого, на него не покушался никто.

В качестве одной из основных достопримечательностей города он даже попал на страницы путеводителя для служащих вермахта, выпущенного нацистскими оккупационными властями в сороковых годах.

Что, впрочем, не спасло монумент от утрат: медная плита с изображением гибели корабля была исковеркана попаданием артиллерийского снаряда. Позже на ее месте установили копию, оригинал же хранится в Эстонском морском музее.

* * *

Накануне своего сто одиннадцатого дня рождения памятник «Русалке» впервые стал героем посвященного ему – и одноименному кораблю – документального фильма.

Премьера ленты, созданной Олегом Бесединым при поддержке столичной мэрии, состоялась 24 сентября, в Центре русской культуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий